На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Тарасов Сергей
    Кстати, а знаешь ведь Жихарку? Если да, то какой будет твоя реакция, когда узнаешь, что в оригинале сказки она была м...Не узнать злобную...
  • Тарасов Сергей
    Например: "Слышит старик: едет на ступе Баба Яга. Подъехала и стала ругаться, что он камней на дорогу навалил и спраш...Не узнать злобную...
  • Тарасов Сергей
    Ну надеюсь про то, почему американцы рискют пест/толкач Бабе Яге, вы поняли. Пест-также как и его спутница ступа, сам...Не узнать злобную...

Кровавый орел – казнь или жертвоприношение?

В раннесредневековой Скандинавии Кровавым орлом назывался ритуал, который по одной из версий являлся казнью, по другой – жертвоприношением Одину. Сразу отмечу – полного описания этого ритуала нет ни в одном дошедшем до нас тексте, поэтому все, что будет изложено ниже, это лишь версии и гипотезы современных исследователей.

Наиболее древнее упоминание о Кровавом орле встречается в списке «Старшей Эдды» Codex Regius, где в тексте «Речи Регина» сказано: «Острым клинком Кровавый орел высечен на спине у Хундинга сына! Сильней остальных траву обагривший сын конунга радует ворона!» Этот фрагмент говорит о том, что одноименный ритуал действительно существовал, по всей видимости был довольно жестоким и приводил к гибели. Тем не менее, спорна формулировка о том, что Кровавый орел может быть ритуальным рисунком, ведь эту фразу можно трактовать буквально, либо как кеннинг.

Аналогичное упоминание встречается в тексте «Большой Саги об Олафе Трюггвасоне», которая в 1937 году была воссоздана Б. Адальбьярнарсоном на основе несохранившейся «Саги об Олафе Трюггвасоне» (предположительно оригинальный текст написан в 1190 году). «Сага об оркнейцах» (альтернативный вариант названия «Сага об оркнейских ярлах») также упоминает ритуал Кровавый орел, но не дает даже фрагментарного описания (датируется текст 1200-1220 годами).

Чуть более подробно об этом ритуале сказано в ряде скальдических текстов об Иваре Бескостном, которые позже легли в основу фундаментального труда «Деяния данов» Саксона Грамматика. В девятом томе этой работы Грамматик описывает, как знаменитый сын Рагнара Лодброка собрал «великую языческую армию» и пошел войной на Англию, разгромив нортумбрийское войско и захватив короля Эллу II, который ранее жестоко казнил Рагнара. Эллу естественно казнят, и здесь Кровавый орел впервые называется именно казнью, но сам процесс не описан. Тем не менее, скандинавоведы на основании множества фрагментарных описаний реконструировали эту казнь.

Описание ритуала, Стура-Хаммарский камень

По правилам Дзена описание этой казни - шокирующий контент (и в общем, это действительно так). Поэтому само описание я могу привести только в полном варианте статьи по этой ссылке. Либо посмотрите соответствующее видео на моем Ютуб-канале (длится меньше 5 минут, но все наглядно, конкретно и максимально подробно).

Повторюсь – полностью ритуал нигде не описан. То, что мы видели в сериале «Викинги» и о чем пишут сайты уровня русскоязычной Вики, это ни в коем случае не описание оригинального ритуала! Это условная реконструкция, во многом основанная на предположениях, а не фактах.

По всей видимости, казнь действительно была довольно жестокой, но общепринятое описание вызывает сомнения у многих исследователей, так как большинство упоминаний о Кровавом орле относится к периоду, когда Скандинавия была полностью христианизирована. Поэтому в трудах христианских хронистов, которые считали викингов варварами-язычниками и вполне обосновано имели к ним предвзятое отношение, описания жестокостей северных народов выглядят закономерно и зачастую утрированы.

К примеру, упоминание о том, что во время казни на спину казнимому сыплют соль, встречается только у Саксона Грамматика, ни в одном другом тексте таких подробностей нет. А в пользу того факта, что Кровавый орел мог быть ритуальным жертвоприношением, говорит знаменитое изображение на Стура-Хаммарском картинном камне (остров Готланд).

На камне есть четыре группы рисунков. Вторая сверху группа предположительно изображает алтарь, на котором лежит человек. Человеку двуручным топором (либо копьем) наносят некие увечья или возможно что-то "высекают" на его спине (как в «Речах Регина»). Выше изображен валькнут – символ Одина (по Р. Симеку). Многие исследователи (например, К. Мэлоун) предполагают, что это и есть ритуальное жертвоприношение, называемое Кровавый орел. При этом семантика других изображений неясна, по одной из версий они описывают «вечную битву» («Сага о Хильде»).

Известно, что посредством Кровавого орла был убит (казнен или принесен в жертву, а может и то и другое) не только Элла II. Аналогичным образом свою жизнь закончил обвиненный в предательстве Хальвдан Харальдсон (он же Хальвдан Черный). Также Кровавым орлом умертвили короля Восточной Англии Эдмунда Мученика (по другой версии его расстреляли из луков).

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх