На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Тарасов Сергей
    Кстати, а знаешь ведь Жихарку? Если да, то какой будет твоя реакция, когда узнаешь, что в оригинале сказки она была м...Не узнать злобную...
  • Тарасов Сергей
    Например: "Слышит старик: едет на ступе Баба Яга. Подъехала и стала ругаться, что он камней на дорогу навалил и спраш...Не узнать злобную...
  • Тарасов Сергей
    Ну надеюсь про то, почему американцы рискют пест/толкач Бабе Яге, вы поняли. Пест-также как и его спутница ступа, сам...Не узнать злобную...

Ящик Пандоры: греческий миф о любопытстве (и не только)

5.JPG

Миф о ящике Пандоры — это не просто предостерегающая история о любопытстве.
Пандора, «опасная» женщина в древнегреческой мифологии, была одновременно благословением и проклятием.
Созданная богами для служения человечеству, Пандора открыла ящик, содержащий все зло, и выпустила его в мир.
На первый взгляд миф предупреждает об опасности наивности и любопытства.
Однако миф гораздо больше, чем мы думаем, он о том, как древние греки относились к женщинам, жизненным трудностям, технологическим достижениям и многому другому.


Миф о Пандоре и ее ящике: как она была создана?
Pandora-1879.jpg

Она «первая женщина, ступившая на планету Земля», женская фигура, похожая на Еву.

Однако такое восприятие Пандоры часто оспаривается.


3.JPG
Пандора Джона Диксона Баттена, 1913 год, Университет Рединга.

Мы знаем, что боги создали ее прекрасной женщиной. Она человечная, грациозная и умеет ткать.
Чем не идеал?
«Тотчас же он сотворил людям зло в отместку за дарованный огонь. Поэтому знаменитый Гефест, стоя на обеих ногах, вылепил из земли образ скромной девушки по совету сына Кроноса. И богиня взглядоокая Афина препоясала и облачила ее в серебристо-белые одежды». Теогония Гесиода (строка 570)


2.JPG
Пандора, открывающая свой ящик, Джеймс Гиллрей, сатирический рисунок, 1809 год, через Чикагский институт искусств


А дальше сюжет нагнетает напряжение ….
Появляется мотив: Боги хотят наказать людей.
За стремление к прогрессу.
Это получение огня, изменившего всю цивилизацию.
По замыслу богов, люди должны были копаться в земле с кремневыми топорами, и есть сырую пищу. За прогрессом следует наказание.


Великий дар огня, который принес людям Прометей, дал возможность разжигать пожары.
Но пожар не главное -  огонь позволил людям стать творцами, и эта способность привела в ярость богов.

И появилась Пандора. Со своим ящиком.


Dante_Gabriel_Rossetti_-_Pandora.jpg
Данте Габриэль Россетти Пандора. 1871

Брат Прометея, Эпиметей, принял предложение жениться на Пандоре и с радостью получил ее пифос — предмет, который им посоветовали всегда держать закрытым.
Но Пандора была женщина, такая женщина!
И однажды сняла крышку пифоса.

На планету Земля ринулся черный смерч зол, - болезни и невзгоды старости.


Февраль Статья 16 (2.2) Мифы Древней Греции на картинах. Артур Рэкхем. «Ящик Пандоры».jpg
Артур Рэкхем. «Ящик Пандоры»


Пандора, однако, успела закрыть крышку как раз перед тем, как ускользнул последний элемент: надежда.
Человечество теперь в вечном цикле страданий и надежды, что наступят лучшие времена.
Миф о Пандоре сохранился и по сей день, а фраза «открыли ящик Пандоры», метафора «причинения множества бед и проблем».
«Ящик Пандоры» — это история, вращающаяся вокруг темы греховного любопытства.
Пандора была создана богами как идеальная женщина, но даже идельная, она обладала бесчисленными отрицательными характеристиками; любопытство было самым опасным из всех.

1.JPG
Любопытство Вильгельма Амберга,


А ведь Пандоре сказали, что открывать крышку запрещено, без каких-либо конкретных объяснений. Поэтому ей пришлось проверить самой. Ну, и тепрь мы все имеем, то, что имеем, да.

Крейн Уолтекр. Пандора.jpg
Крейн Уолтер «Пандора»


Сегодня любопытство не воспринимается ни как положительное, ни отрицательное.
Однако, оглядываясь назад во времени, мы можем увидеть изображения опасностей чрезмерного любопытства в изобразительном искусстве и литературе.
Особенно это касалось изображения любопытных женщин, которые считались более опасными, чем любопытные мужчины.
Почему????
В XIX веке женщин нередко изображали любопытными соседками, заглядывающими в окна и заборы.

Разве есть запретное знание?

Снимок.JPG
Надежда Джорджа Фредерика Уоттса, 1886 г., галерея Тейт, Британия.


Надежда обычно рассматривается как позитив; оптимистическое состояние ума, которое мотивирует людей продолжать идти вперед в самые трудные времена.
Однако в мифе о Пандоре это воспринимается как проклятие.
Надежда оказалась в ловушке внутри сосуда всего зла, заманивая людей в бесконечный цикл борьбы.
Но нам остается надежда. Так что же она? Страдание? Зло? Или вечный и сильный мотв двигаться вперед?



Подписывайтесь на мой Телеграм
https://t.me/territory_of_art


Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх