На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

Почему один из героев картины имеет такой странный вид

На этой картине мы видим крестьянскую семью, которая собралась за ужином вокруг стола. Вот только к ним присоединился весьма странный гость, который явно не вписывается в окружающую обстановку. Давайте попробуем разобраться, кто этот непонятный тип, и что вообще здесь происходит.

Якоб Йорданс «Сатир в гостях у крестьянина», 1620-1621 годы
Якоб Йорданс «Сатир в гостях у крестьянина», 1620-1621 годы

Картину создал фламандский живописец Якоб Йорданс, который был одним из выдающихся представителей фламандского барокко. Он часто писал полотна по мотивам мифов, басен и пословиц с большим количеством персонажем и элементами бурлеска. Не стала исключением и работа «Сатир в гостях у крестьянина», которая основана на известной басне Эзопа «Человек и сатир».

Басня рассказывает нам о том, как человек и сатир решили подружиться. И вот однажды сатир увидел, как человек во время холода дует себе на руки. Удивившись, сатир спросил, зачем человек это делает. Человек объяснил, что так он греет свои руки. Через какое-то время сатир пришёл к человеку домой и увидел, что тот дует на горячую еду. Козлоногий гость снова удивился и поинтересовался о смысле этого процесса. Услышав, что так человек остужает пищу, сатир сказал:

«Нет, приятель, не быть нам с тобой друзьями, если у тебя из одних и тех же губ идет и тепло и холод».

Именно этот момент и изобразил на своей картине Якоб Йорданс. Его сатир уже встал со стула, готовясь уйти, в то время как крестьяне с удивлением смотрят на него.

Якоб Йорданс «Сатир в гостях у крестьянина»,  фрагмент
Якоб Йорданс «Сатир в гостях у крестьянина», фрагмент

Сатир явно выделяется среди других героев сюжета — хорошо видны его рога и копыта. Он совсем не вписывается в дружную семью благородных крестьян. Несмотря на это, картина выглядит очень реалистично. Искусствоведы считают, что моделью женщины стала жена художника — Катарина ван Норт, а натурщицей для девочки была их старшая дочь Елизавета, родившаяся в 1617 году.

Картина «Сатир в гостях у крестьянина» чем-то схожа с полотном русского художника Андриана Волкова «Демьянова уха». Там тоже герои сидят за столом и сюжет основан на басне.

Басня «Человек и сатир» чрезвычайно привлекала Йорданса. Он посвятил ей несколько полотен, которые хранятся в разных странах мира. Одна из картин находится в России и является частью коллекции Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.

Якоб Йорданс «Сатир в гостях у крестьянина». Полотно из Пушкинского музея
Якоб Йорданс «Сатир в гостях у крестьянина». Полотно из Пушкинского музея

В нашу страну картина попала благодаря императрице Екатерине II, которая купила шедевр за 180 тысяч голландских гульденов. Полотно доставили свёрнутым в рулон, а в 1769 году его вставили в раму, вероятно уже существовавшую, а не специально изготовленную. Рама слегка не соответствовала размерам картины — края холста с частью рисунка были загнуты за подрамник.

Картина «Сатир в гостях у крестьянина» реставрировалась не менее шести раз, однако она не подвергалась процессу дублирования. Это большая редкость: практически вся живопись Эрмитажа, из коллекции которого происходит полотно Йорданса, в XIX веке была дублирована или переведена на новый холст.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх