Серов был замечательным портретистом, на уровне гениальности. С портретов на вас смотрят не образы, а люди, чьи характеры с тонким психологизмом передал Серов.
И вот, смотрите — на первой картинке легендарная петербургская модница и профессиональная светская львица Ольга Константиновна Орлова (урождённая княжна Белосельская-Белозерская).
По свидетельствам очевидцев, она была вздорной пустоголовой особой, впрочем, такой тип и описывать даже не надо – их сегодня полно в инстаграме.
Красотой она тоже не отличалась.
Но заказала портрет Серову.
И при этом продолжала порхать с бала на бал, а художник был вынужден преследовать ее повсюду - от Петербурга до атлантического побережья.
Картина писалась с большими перерывами на протяжении 1910-1911 гг. Серов не был мелочным человеком. Он не сводил счеты посредством портрета, однако нота раздражения слышна вполне отчетливо: это яркий пример того, как ловко умел Серов вплести в парадный портрет элементы карикатуры.
Ольга Орлова изображена в претенциозной позе: непропорционально большая шляпа, обнаженные плечи, соболий палантин, руки, сжимающие жемчужное ожерелье, выставленная лакированная туфля придают образу вычурное изящество.
Портрет цепляет зрителя, (как и все, что написал Мастер), но люди дают разную характеристику даме. Встречается и такие: «княгиня стерва», или: «ничего ужасного, княгинюшка хороша».
Всмотритесь в портрет и решите, троллил Серов эту даму, или просто написал реалистичный портрет.
«Серов был реалистом в истинном смысле этого слова. Он безошибочно видел тайну жизни, и то, что он нам показывал, представляло собой саму сущность явлений, которую другие художники увидеть не могут». (Валерий Брюсов)
Сравните:
Портрет Зинаиды Юсуповой, Серов
Свежие комментарии