Жан-Огюст-Доминик Энгр закончил работу над картиной «Юпитер и Фетида» в 1811 году.
И получил негатив от критиков. Вообще, критики – суровые и часто странные люди. Исторически.
Именно Энгр, художник, так стремившийся к классицицзму, вызывал у них неоднозначную реакцию, несмотря на шумный успех, который завоевал, выставив в Салоне картину "Обет Людовика XIII".
После чего он получил из рук Карла X орден Почетного легиона.
Купальщица
Он получил стипендию и, счастливо женившись, уехал в Рим. Находясь в Риме, Энгр как обладатель стипендии был обязан направлять свои работы в Париж, чтобы показывать прогресс: в 1808 г картины «Эдип и Сфинкс» и «Купальщица» показали, как мастерски он изображает обнаженную натуру.
Эдип и Сфинкс
Энгр был новатором; в Риме художники хорошо приняли приняли его новаторство, и Энгр пишет полотно «Юпитер и Фетида». С ним он возвращается в Париж.
Выставленное в Париже в 1812 году, оно вызвало насмешки в академических кругах.
Картину раскритиковали по полной программе.
И сюжет неполный, и деталей мало – не хватает разнообразия и пышности, и с анатомией проблемы!
И обще она брутальная – фу!
Сегодня «Юпитер и Фетида» считается одним из величайших неоклассических произведений искусства, объединив в себе мотивы древнегреческого эпоса, брутальность, эротизм и атмосферу далекой эпохи.
Так чем же она так хороша?
Произведение огромно: 3,5 x 2,5 метра.
Энгр написал момент, что происходит на горе Олимп и в точности повторил один из важнейших моментов «Илиады».
Он создал много контрастов между богом и нимфой, (еще и они не понравились критикам - слишком груб Юпитер).
Юпитер сидит лицом к нам со всеми атрибутами верховного владычества (трон среди облаков, скипетр и сидящий рядом орел), с широко расставленными ногами - поза владыки, да?
Зато, Фетида хрупкая, робкая, покорная, чувственная и кажется, что она дрожит.
Она на коленях в мольбе к милости жестокого Бога, который держит в своих руках судьбу ее сына, умоляет Зевса благополучно разрешить ссору своего сына с Агамемноном.
Смотрите, вот правая рука нимфы.
Она где? На бедре Юпитера и готова сделать все, что пожелает Бог...
А ее темно-зеленое платье акцентирует дурное предчувствие, которое лишь усиливает голый пейзаж позади. Одежда нимфы прямо у самых бедер и вот-вот спадет.
А там, в облаках кто? Ну, конечно, Юнона (по-гречески Гера), которая украдкой наблюдает за происходящим. С грустью и тоской смотрит на это безобразие.)))
Не может привыкнуть жена к бесконечным похождениям мужа.
Написанная во времена правления Наполеона, картина четко следует патриархальному уклону той эпохи, символизируя мужскую власть и женское подчинение.
Подписывайтесь на мой Телеграм
https://t.me/territory_of_art
Свежие комментарии