На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Тарасов Сергей
    Кстати, а знаешь ведь Жихарку? Если да, то какой будет твоя реакция, когда узнаешь, что в оригинале сказки она была м...Не узнать злобную...
  • Тарасов Сергей
    Например: "Слышит старик: едет на ступе Баба Яга. Подъехала и стала ругаться, что он камней на дорогу навалил и спраш...Не узнать злобную...
  • Тарасов Сергей
    Ну надеюсь про то, почему американцы рискют пест/толкач Бабе Яге, вы поняли. Пест-также как и его спутница ступа, сам...Не узнать злобную...

Краткий обзор ершей, самого неудобного модного увлечения в истории

Портреты дам с воротниками (1).JPG
Для нас, современных любителей удобной одежды, идея зудящего, ограничивающего гаджета – модного или нет – мешающего движению головы, не самый привлекательный аксессуар.
Но ерш, громоздкий воротник, похожий на перо, который носили на шее, как и многие другие страшно неуклюжие модные причуды на протяжении всей истории, был очень популярен в свое время.



Портреты дам с воротниками (5).jpg
Екатерина Медичи, Портрет кисти Сустерманса (1627—1629)


Этот характерный извитой и хрустящий воротник был знаковым для аристократии, не только обрамляя лица представителей власти, но и сам процесс его ношения заставлял принимать «баронскую позу» и вызывал немедленно узнаваемую царственную осанку.
И эти кошмарные ерши были настолько популярны, что мужчины, женщины и дети из всех слоев общества, кроме самых бедных, стремились их носить.


Портреты дам с воротниками (2).JPG
Портрет Аны де Веласко-и-Хирон (1585-1607), герцогини Браганса

Ерш начал появляться в конце 15 века и со временем становился все больше и больше в размерах, а добавление крахмала позволило ему становиться все шире и шире.
Они различались по размеру и стилю.
Когда в 1560 году появилась техника крахмаления, ерш стал более крупным и широким: застывшие ерши могли стоять далеко от шеи, сохраняя при этом свою форму.


Портреты дам с воротниками (3).jpg
Маргарита Гонзага, будущая герцогиня Лотарингии, изображенная в 1606 году Франсом Поурбусом Младшим.



Портреты дам с воротниками (13).jpgПортрет ребенка, Дирк ван Сантворт, 1629 г.


Портреты дам с воротниками (7).jpg

Ерш 1620-х годов


Портреты дам с воротниками (11).jpg
Портрет Марии Серры Паллавичино, Питер Пауль Рубенс, 1606


Эти складки стали настолько преувеличенными, что крайние «ерши-колеса» приходилось поддерживать проволочным каркасом.
Здесь истина «Размер имеет значение» не подлежит опровержению и явно связана со статусом.



Портреты дам с воротниками (4).jpg

Вот, смотрите, ерш на портрете 1588 года обрамляет идеальный фарфоровый белый лик Елизаветы I, который кажется закрепленным на гигантском хрупком цветке из белого кружева.

Его выдающееся положение на портрете, несомненно, призвано подчеркнуть ее божественность, а с практической точки зрения, безусловно, помогло художнику – венценосная модель сохраняла неподвижность (а никуда не денешься - это вам любой котик после попадания под скальпель ветеринара объяснит).


Портреты дам с воротниками (12).jpg
Портрет придворной дамы с собакой, Лавиния Фонтана, 1590 г.

Крахмаленный ерш был объемной и хрупкой скульптурой и, как и шляпа, требовал специального ящика для транспортировки и хранения.
Также требовались обученные слуги, которым было поручено беречь эти драгоценные украшения.
Процесс крахмаления ерша сам по себе был искусством: крахмал наносился кистью на кружевную или льняную ткань ерша, затем ткань тщательно складывалась в складки, прессовалась и сушилась утюгом.


Портреты дам с воротниками (8).jpg
Портрет дочери Дитриха Бромсена , Майкл Конрад Хирт, 1635 г.


Для больших ершей типа «колесо», популярных между 1580 и 1610 годами, требовался не только крахмал, но и металлический каркас, на который натягивалась ткань для процесса крахмаления.

Эти гигантские ерши состояли из 6 ярдов ткани, накрахмаленных в 600 складок и простиравшихся на
20,5 см от шеи (практически формат а4).


Портреты дам с воротниками (6).jpg
Элизабет Французская (1602–1644), позже Изабель, королева Испании.
Картина около 1610–1612 г
Франс Поурбус Младший 1569–1622

Портреты дам с воротниками (9).jpg
Кристофер Вильгельм Эккерсберг, 1815 г


В 17 веке мода на ерши начала сходить на нет и в конце концов ушла в Западной Европе.
Голландцы цеплялись за ерш немного дольше, чем остальные, что можно увидеть на картинах голландского реализма 17-го века и даже в некоторых портретах начала 19-го века.

Оборки (и накидки с рюшами) также ненадолго вновь появились в Париже конца века.

Но вот что интересно: как эта знать в таких воротниках ели и пили? Ваше  мнение?
Подписывайтесь на мой Телеграм
https://t.me/territory_of_art


Ссылка на первоисточник
наверх