Поль Деларош (1797 — 1856) — знаменитый французский исторический живописец, представитель академизма. Расскажу о нескольких картинах – известных и любимых многими. Мало кому удавалось писать исторические полотна, волнующие даже современных людей. Но у Делароша получилось.
Наполеон Бонапарт отрекся от престола в Фонтенбло, 1845.
Вы, наверно, не раз встречали репродукцию в сети. Смотрите, как далек образ от проигравшего, но героического полководца – это просто несчастный человек. Все потерял. Но все же мы видим величие Наполеона – Деларош его показал.
The Execution of Lady Jane Grey, (1833)
Историческое полотно, выставленное на Парижском салоне 1834 года.
Картина, почти полвека считавшаяся утраченной, была возвращена публике в 1975.
И вот подтверждение силы выразительности и большого таланта Поля Делароша: к удивлению искусствоведов, полагавших, что академическое полотно будет не интересно современному зрителю, «Казнь Джейн Грей» стала одним из самых популярных экспонатов Национальной галереи.
Деларош изобразил трагический финал этой истории:
В 1554 королева Англии Мария Тюдор казнила претендентку, «королеву на девять дней» Джейн Грей и её мужа Дадли.
Последние минуты её жизни изложены в отчёте нунция Коммендони и протестантской житийной литературе.
Некоторые историки, но не все, считают, что эти рассказы — миф, порождённый антикатолической пропагандой вскоре после казни Джейн.
Но сегодня большинство исследователей склоняется к тому, что описание Коммендони правдиво – так оно и произошло…
Перед казнью Джейн разрешили обратиться к узкому кругу присутствовавших и раздать немногие оставшиеся при ней вещи своим спутникам.
Молитвенник с предсмертным письмом, предназначенный для передачи сёстрам, достался коменданту Тауэра, перчатки и платки — Элизабет Тилни, прислуживавшей Джейн в заключении.
В последний момент, после того, как палач по традиции попросил у жертвы прощения, силы покинули Джейн. С завязанными глазами она потеряла ориентацию и не смогла самостоятельно идти: «Что теперь делать? Где плаха?»
Коммендони написал, что, никто из спутников не решился подойти к Джейн, и к плахе её привёл случайный человек из толпы.
Именно этот момент предсмертной слабости запечатлён на картине Делароша. Художник намеренно изобразил не дворик, а мрачное подземелье Тауэра.
Да и Джейн одета в белое — что совершенно невероятно для XVI века; в действительности на ней было черное платье.
Человек в мехах, сопровождающий Джейн — не легендарный «человек из толпы», а реальный тюремщик.
Ну, этот полотно не надо описывать, так ведь? Знаменитый портрет Петра Первого
И вот интересная работа. Очень академическая, но с «изюминкой»))).
Здесь увлекательная интерпретация наготы - девушка кажется статуей, частью скульптурно-архитектурного ансамбля.
Оттенок ее кожи в лучах заходящего солнца получается действительно неестественным.
А еще и поза как у памятника - эффектна, живописна, но неестественна и статична. Всё в картине статично. Однако нет излишней помпезности, так свойственной многим академистам, и результат прекрасен.
Свежие комментарии