Древнеримские писатели критиковали людей разных размеров. Критиковали худых, толстых. Но в искусстве фигуры часто изображались такими, что сегодня они бросают вызов нашим представлениям. «Избыточный вес», «недостаточный вес», - термины происходят из концепции современной медицины о идеальной массе тела. У древних не было такой медицины, но они сравнивали тела с неким абстрактным идеалом.
Для врача Галена идеал был выражен в «Каноне», трактате о пропорциях скульптора Поликлета V в до н э.
До нас, к слову, не дошло ни одного оригинала работ Поликлета. Зато есть приличное к-во мраморных копий.
Поликлет уделял большой внимание пифагорейской теории золотого сечения– вся длина так относится к большей части, как большая к меньшей.
И он не единственный, поскольку для древних греков вес был не так важен, как восприятие пропорций – симметрии и баланса.
А еще у них был термин, обозначающий желанное состояние – эусаркос – означает мясистый.
Но греки ценили умеренность во всем. И отступления в поведении или внешнем виде подвергались критике. Удивительно, но это касалось даже спортсменов. Над излишествами издевались.
Пример отсутствия гармонии и баланса - карлик. Реалистичное изображение. Богатые могли держать такого человека для развлечения. К тому же, многие верили, что карлики могут отгонять от дома зло. Но пост не об этом. Продолжим.
Вот пример насмешек над весом – на вазе мы видим издевательского персонажа, выполняемого актером – его грудь искусственная, живот тоже и производит фигура комическое впечатление.
Ага, и вот римский Селен. Цветом подчеркнуты излишние объёмы.
Какой пухлый сатир! И жирок хорошо прописан!
И сидит на пухлом бурдюке.
Этот римский миниатюрный скелет с широким ухмыляющимся ртом и большими верхними зубами сочленен таким образом, что его можно ставить или трясти, чтобы он прыгал и танцевал (теперь отсутствуют несколько конечностей). Римляне называли эти скелеты larva convivalis. 25 г. до н.э. – 100 г. н.э.
Худые тела тоже подвергались критике – считалось, что худоба портит характер.
Подчеркнуто худыми изображали рабов, слуг и прочих маргиналов.
Видите, как ребра выпирают? Недоедал юноша, что вполне объяснимо его статусом. Но тем не менее, осуждалось, да.
Однако …. излишняя полнота прощалась богам. Особенно Венере.
Современные историки видят связь между полным телом и плодородием, но это еще не все. Это как бы очеловечивание богини, ее личный мир.
Эллинистическая мраморная статуя «Крадущаяся Венера», (фрагмент. Полностью на верхней картинке). Датируется периодом Антония. Британский музей, Лондон
Так что, если ваш живот имеет жировые валики, когда вы сидите или наклоняетесь, не волнуйтесь. У Венеры тоже были булочки и жиры. И ей прощали – она ведь богиня!
Подписывайтесь на м ой Телеграм
https://t.me/territory_of_art
Свежие комментарии