На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

Портрет народной жизни. Немного ужасов: как попадали в русалки, что такое божедомки и зачем русские крестьяне поливали могилы водой.

Просто красивая крестьянская пара конца 19 века - для иллюстрации. Они - так видели мир.

Уже посвятила несколько тем русской мифологии. Хотя речь там шла о представлениях русских крестьян проживающих в одном конкретном регионе. Герои мифологии - одни и те же, и встречаются в оставшихся с языческих времен поверьях русского народа повсеместно - но вот в каждой конкретной местности они имели свои особенные черты:

Как русские крестьяне представляли нечистую силу. Леший.
Старинные портреты и их секреты.27 июня
Водяной и его личность в фантазиях русских крестьян начала 20 века.
Старинные портреты и их секреты.28 июня
Русалки - как их представляли русские крестьяне в начале 20 века.
Старинные портреты и их секреты.30 июня

Так вот, сегодня мы вернемся к русалкам, но рассмотрим уже не какие-то их местные особенности - а общие черты, которыми их наделал русский народ повсеместно.

Знания опять почерпнуты мною из старых этнографических исследований.

Русалки были персонажами распространенными в мифологии многих народов. Но мы говорим именно о фантазиях на их счет русского народа в целом.

Итак.

Бывали случаи, когда люди умирали не своей смертью и намного раньше обычного срока. Случаи эти, особенно в древности, происходили довольно часто.

Случались они с мужчинами, с женщинами и с детьми и причин у такого положения дел было много.

Такие покойники назывались "заложными".

И русские крестьяне были уверены в том, что умерший раньше срока человек потом этот свой срок доживает, но уже в ином обличие.

Женщины и дети принимали вид русалок. И жили эти русалки столько, сколько прожил бы человек, который в них превратился, если бы все в его судьбе шло своим чередом и нормально.

Они жили или рядом с местом смерти или рядом с местом погребения, но вполне могли передвигаться где хотели. И имели разные виды и подвиды - в зависимости от того, как умерли.

То есть русалки - не обязательно связаны были именно с водой.

Они сохраняли свои привычки, свой характер, и, собственно, усредненно имели привычки и характер обычной среднестатистической крестьянки.

Но было одно но.

Теперь они все находились во власти нечистой силы и должны были ей служить.

Поэтому все, что они делали - они делали с целью принести людям вред.

Но вред, который приносили женщины и дети - то есть те, кто превратился в русалок, был сравнительно небольшой.

Ну, там, мужика защекочут и утопят...

У коровы молоко отнимут (то есть она перестанет доиться),

На полях урожай испортят - или сами там гуляют и мнут колосья, или насылают дождь с градом.

У заснувших без молитвы женщин воруют холсты и нитки.

Ну или просто пугают прохожих - особенно в местах своей смерти или погребения. Развлекаются. Пугают, кстати, не только людей, но и скот.

В семьях наводят сплетни и ссоры. Как живые)

Еще одна крестьянская пара - 1900-е годы.

А теперь на сцене - заложные покойники - мужчины. Рассмотрим здесь и их. Поскольку это логическое продолжение темы русалок, разделенной по половому признаку.

Они в русалок не превращались, а вредили по - серьезному.

Здесь в один ряд ставили умерших разными способами: утопленников, замерзших зимой в поле, умерших от алкоголя, самоубийц,и т.п. Способ особенного значения не имел. Значение имело то, что в любом случае смерть к мужику пришла преждевременно.

Такие покойники потом тоже ходили по земле до тех пор, пока не настанет их срок умереть естественной смертью. Земля их не принимала. И они тоже находились во власти нечистой силы. Более того они и жизнь кончали раньше срока, по убеждению русских крестьян именно потому, что оказались во власти дьявола. То есть вели они себя, значит, так, что Бог от них отвернулся. Это поверье касалось всех "заложных"

Хоронить их на обычных кладбищах традиционно не рекомендовали. Не церковь - мы сейчас о народных традициях!

Хоронили по возможности подальше, и ходить туда боялись.

Почему?

Они очень сильно пугают людей. Ходят по ночам, завывают, заглядывают в окна.

Пугают не только людей, но и скот, лошадей. Утопленники и висельники очень резво бегают, так что и скачущего прочь от них на коне могут догнать и завыть в ухо.

А их могила - это место где постоянно в активности нечистая сила - поэтому человеку там приносится разнообразный непоправимый вред. Например, самоубийцы во время прогулки могли подрезать годы жизни у того, кто им встретится.

Так вот. С учетом таких наклонностей заложных мертвецов их на Руси с глубокой древности и до 1771 года хоронили в божедомках, или убогих домах - специально отведенных именно для них местах. Это была далеко расположенная большая яма, а над ней - что - то вроде сарайчика чтобы птицы или животные не попали внутрь. И покойников без отпевания просто сбрасывали в эту яму.

Раз в год, в районе Пасхи, всех скопом отпевали, яму засыпали и выкапывали новую. Это был компромиссный результат многовековой борьбы Церкви и народа. Потому что по исконно русским народным традициям таких покойников вообще в землю не закапывали. Считалось земля тогда родить не будет, катаклизмы начнутся и климат поменяется.

Я такими вопросами никогда не заморачивалась, но эта информация ввела меня в ступор. А оказывается вопрос и дискуссии по нему широко представлены в летописях и разных документах начиная с 13 века.

В 1771 году точку здесь поставила Екатерина Вторая. И приказала хоронить всех одинаково.

Ну как точку...

Еще в начале 20 века сотни русских мужиков были осуждены за выкапывание покойников. В засушливые годы вспоминали древнее поверье и шли вытаскивать из земли погребенных на обычном кладбище заложных покойников. И выбрасывали потом их останки куда - нибудь в далекий овраг, или в затхлое озерцо, в идеале - в трясину, чтоб его туда само засосало.

Это было еще 100 лет назад! Вы слышали о таком? Я - нет. А между тем сохранилась куча дел по таким происшествиям!

Был вариант и с меньшей жестью, так сказать - но это если выкопать никак не получалось. Могилу с заложным покойником во время засухи обильно поливали водой.

А вообще, конечно, старались как - то на общем кладбище таких не хоронить. И если приходилось, то гроб в землю не опускали, а бросали, а вокруг втыкали осиновые колья. А потом, при случае - см. выше.

Крестьянская пара в возрасте. Дед жену явно опасается) Конец 19 века.

Вот такие вот обычаи и традиции существовали в русской деревне еще совсем относительно недавно.

Вы что - нибудь слышали о подобном от своего старшего поколения?

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх